РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

В ШКОЛЕ

Персональный сайт преподавателя русского языка и литературы

Кац Елены Анатольевны




russian.nsknet.ru


Форум · Книга отзывов · Раздел пользователя · Карта сайта

Всероссийская  олимпиада  по русскому языку

2010 - 2011г.

Школьный    этап  

  7 класс

I.Орфоэпическая норма русского литературного языка

1.      На уроке русского языка  возник спор. Кто из ребят правильно расставил ударения в словах?

            А) Юра: обеспЕчение, танцОвщица, мАркетинг

            Б) Ира:   обеспечЕние, танцовщИца, маркЕтинг

В) Сережа: обеспЕчение, жАлюзи, мАркетинг

Г) Лена: обеспечЕние, бАлую, маркЕтинг

2.      В каком ряду слов возможны варианты произношения [чн] - [шн]?

А) конечно, яичница, горчичник                   Б) нарочно, скворечник, полуночник

В) молочница, непорядочный, булочная         Г) подсвечник, скучно, пустячный

3.      В каком слове произносится только согласный [т]? 

А) критерий      Б) отдал       В) мистер          Г) кратер  

                          II.Лексическая норма русского литературного языка

1. Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

            А) страна        Б) государство           В) родина       Г) держава

2. Выберите правильный вариант употребления слова с предлогом.

            А) рецензия на рассказ                     Б) рецензия о рассказе

            В) рецензия по рассказу                   Г) рецензия к рассказу

3. Семиклассников попросили использовать в предложении фразеологизмы.

    Саша сказал: «Наш класс идёт в одну ногу со временем».

    Дима сказал: «В жизни  всё изменяется, всё  течёт в лучшую сторону».

    Маша предложила: «Не мудрствуя долго, мы должны  хорошо учиться».

Кто из ребят правильно выполнил задание?         

А) Саша и Дима         Б) Дима и Маша        В) Саша и Маша       Г) никто

                         III.Грамматическая норма русского литературного языка

1. Как правильно написать словесное выражение «с 1508 рублями»?

А) с тысяча пятьсот восьмью рублями       Б) с тысячей пятисот восьмью рублями

В) с тысячью пятьюстами восемью рублями         Г) с тысяча пятистами восемью рублями

2. Укажите правильный вариант построения предложения.

А) Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь,

      Каштанку охватил ужас.     

Б) Пригнув  к земле шею и голову, растопырив крылья  и шипя, прямо

     на неё шел серый гусь.    

В) Смотря на эту удивительную сцену, мне вспомнился интересный

     случай, но я продолжал наблюдать за питомцами.

Г) Читая историю о Каштанке, особое впечатление производит на нас

     взаимоотношения героев рассказа.

3. Перед вами  предложения из сочинения  ученика 7 класса. Укажите 

    правильный вариант построения предложения.

А) На уроках литературы мы изучаем такие произведении, как 

     рассказы А.П. Чехова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, баллада

     В.А. Жуковского и поэма А.С. Пушкина.

Б) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к

     путешествиям, мечты о покорении космоса.

В) Книги научат нас разбираться и привьют любовь к живописи,

     литературе, музыке.

Г) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали рассказы

    А.П. Чехова вслух.

 

                      IY.Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка


1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Определите микротемы и разбейте текст на абзацы.

4. Озаглавьте текст.

5. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки                                 

    препинания.

 

1, 2

3

4

5

6

7      

8

    

 Осень в этом году в Подмосковье была нежда…ой. В одну из темных безлу…ых ночей (не)проше…ым гостем явился крепкий мороз…ц и снеж…к. На бегу остановились (не)большие реч…нки (не)замутне…ые (не)приютными холодными ветрами. И природа начала перестраиваться подчиняясь (не)жела…ой (н…)кем (не)зва…ой ранней осени. Быстро  погружался в предстоящую спячку сад торопясь сбросить  с себя свежезамороже…ую листву. Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где выглядывали (зеленовато)глянцевые пятнышки недавно посе…ых озимых. Но особенная прелесть для мес…ных ребятишек таилась в малохоже…ых и (не) езже…ых  дорогах и дорожках. Они за одну ночь покрылись твердым настом  по которому  счастливые дети уже неслись под горку на (не)кова…ых санях.

 

6. Назовите языковые средства, с помощью которых в тексте создается образ осени.

 

7. Укажите, какие средства связи существуют  между 1-ым, 2-ым и 3-ьим предложениями:

А) лексические средства связи: однотематическая лексика, повтор

     слова, синонимы, порядок слов в предложении

Б) грамматические средства связи: видовременная форма глаголов,

     синонимы

В) лексические и грамматические средства связи: синонимы,

     видовременная форма глагола, порядок слов в предложении

Г) лексические средства связи: местоимение,  синонимы, имена

    прилагательные,   видовременная  форма глагола

 

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в   предложении № 4 должны стоять запятые.

И природа начала перестраиваться (1) подчиняясь (2) (не)жела…ой  (3) (н…)кем  (не)зва…ой (4) ранней осени.

            А) 1, 2, 3         Б) 2, 3,  4        В) 1, 3, 4         Г) 1, 3

9. Укажите правильный вариант  характеристики 6 -го предложения текста 

      (знаки препинания не расставлены).

    Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где   выглядывали (зеленовато) глянцевые пятнышки недавно посе…ых   озимых.

А) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено деепричастным оборотом

Б) предложение повествовательное, простое, невосклицательное, распространенное, осложнено  причастными оборотами

В) предложение  повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено причастным оборотом

Г) предложение повествовательное, простое, осложнено причастным оборотом

10. В каких случаях неправильное определение морфологических признаков  выделенного слова приводит к орфографической ошибке?

1) непроше…ым гостем –  прилагательное, образованное от  бесприставочного глагола несовершенного вида (просить), поэтому  пишем одну букву Н

2) в малохоже…ых (дорогах) – сложное прилагательное, вторая часть  образована от бесприставочного глагола несовершенного вида,

     поэтому пишем одну букву Н

3) осень была нежда…ой – прилагательное, образованное от глагола

     несовершенного вида (ждать), поэтому пишем одну букву Н

4)  на засея…ых полях – прилагательное, образованное от глагола

     несовершенного вида (сеять), поэтому пишем одну букву Н

                        А) 1, 3                 Б) 2, 3, 4                 В) 3, 4                      Г) 1, 4


5 класс  |  6 класс  |  7 класс
Главная · Карта сайта
Русский язык и литература в школе, все права защищены.


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS