РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

В ШКОЛЕ

Персональный сайт преподавателя русского языка и литературы

Кац Елены Анатольевны




russian.nsknet.ru


Форум · Книга отзывов · Раздел пользователя · Карта сайта

Варианты заданий С3, С4



Анализ лирического произведения



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания С3-С4.


Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

                      (Ф.И.Тютчев)

 

С3. Какую истину утверждает Ф.И.Тютчев в своем знаменитом четверостишии? (Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений)

 

С4. В творчестве каких русских поэтов звучат «вечные» мотивы и что объединяет их произведения с тютчевским «Нам не дано предугадать…»? (Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений)


Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания С3-С4.

 

В РЕСТОРАНЕ

 

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре - фонари.

 

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

 

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: "И этот влюблён".

 

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки...

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки...

 

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка...

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

 

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: "Лови!.."

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

                                    (А.А.Блок, 1910 г.)

 

С3. Какой предстает героиня в стихотворении А.А.Блока? (Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений)

 

С4. Назовите русских поэтов, в стихотворениях которых явлен образ женщины, и укажите, что сближает их со стихотворением А.А.Блока «В ресторане». (Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений)


Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания С3-С4.


ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи... третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

 

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

 

С3. Какой смысл вкладывает Гражданин а образ Всеобнимающей Любви, призывая Поэта следовать этому чувству?

 

С4. В творчестве каких русских поэтов звучат гражданские мотивы и в чем эти мотивы близки проблематике некрасовского «Поэта и гражданина»?




Задания С1, С2  |  Задания С3, С4  |  Задания С5

Версия для печати

Главная · Карта сайта
Русский язык и литература в школе, все права защищены.


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS